Как правильно освещать картины
В этой статье мы поговорим о довольно важном вопросе. Разумеется, мы не претендуем на открытие Америки и все, что здесь изложено, давно и хорошо известно музейным работникам, специалистам выставочного дела и дизайнерам по освещению.
Однако мы хотим дать несколько советов для тех людей, которые хотят облагородить интерьер своего дома несколькими живописными работами, и не имеют специальных знаний по освещению картин.
Дело может показаться слишком простым, однако на поверку оно таковым, увы, отнюдь не является. Более того, многие магазины предложат вам под видом специальной подсветки для картин светильники и осветительные приборы, действие которых может оказаться пагубным для полотна, для красок, на него нанесенных. Такие приборы годятся разве что для печатных репродукций картин, но не для оригинальных работ, процессы старения которых подобного рода освещение может лишь ускорить.
Давайте же разберемся, в чем тут дело, и каковы причины такого явления.
Вообще говоря, вопрос о том, каким именно светом необходимо освещать картину довольно сложен и запутан. И здесь наблюдается некоторое противоречие между требованиями эстетическими и соображениями практическими. Естественно, чтобы полностью обозреть замысел автора полотна, необходимо, казалось бы, рассматривать его в естественном, солнечном освещении, однако тепло и ультрафиолет губительны для красок и ускоряют процессы выцветания живописных полотен.
Среди осветительных приборов наиболее подходящими для освещения живописных полотен принято считать лампы накаливания. Однако их минус заключается в выделении слишком большого количества тепла.
В общем и целом наиболее приемлемым для освещения картин будет потолочный светильник – достаточно яркий, чтобы можно было разобрать детали полотна, и в то же время достаточно удаленный от произведения искусства, чтобы не причинять ему никакого вреда.
На сегодняшний день вполне возможно применять для освещения картин и люминесцентные лампы. Современные образчики уже имеют довольно хорошую цветопередачу и при этом для таких ламп неплохо использовать специальную электронную пускорегулирующую аппаратуру, которая позволит избавиться и от характерного мерцания, и подстроить освещение по вашему желанию.
Наиболее безопасными для картин являются на сегодняшний день светодиоды. Однако по параметру цветопередачи они существенно уступают люминесцентным лампам. Ученые работают над решением этой проблемы, и, если это решение будет найдено, светодиоды, разумеется, окажутся наиболее подходящим видом освещения для живописи.
По музейным стандартам 100 Ватт лампа накаливания или 20 Ватт люминесцентная лампа должны быть помещены не ближе одного метра от живописного полотна (для пастели – 30-40 Ватт лампа накаливания и 10 Ватт люминесцентная лампа).
Лучше всего подойдет натуральное освещение с защитой от попадания прямых солнечных лучей.
Из искусственного освещения лучше всего галогенные лампы, обеспечивающие деликатное, неяркое освещение с хорошей цветопередачей. Рефлекторные галогенные лампы позволяют более точно направить свет. Светильник надо расположить так, чтобы свет равномерно падал на картину, не создавая бликов и теней.
Лучше всего использовать потолочные светильники, такие светильники используют во многих музеях и галереях мира, поскольку их можно расположить на большом расстоянии от картины и о перегреве полотна можно не беспокоиться. Важно, чтобы светильник или лампа были с ультрафиолетовым фильтром.
Серия светильников называемая «подсветка для картин», которые располагаются на небольшом расстоянии над картиной, подходят для освещения зеркал, панно, полиграфической продукции, для произведений искусства они не благоприятны! В большинстве из них установлены две маломощные лампы накаливания по 25 Ватт, соответственно минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра.