Паспарту: используем по максимуму
Паспарту может усиливать или даже кардинально менять впечатление от произведения искусства. Благодаря паспарту, маленькая картина выглядит более внушительной, темное изображение кажется не таким мрачным, а обычная открытка превращается в привлекательный декоративный элемент. Паспарту можно использовать для добавления определенного цвета к вашей работе или гармоничного сочетания работы с вашим интерьером.
Паспарту бывают разного качества. По возможности выбирайте «бескислотное» паспарту. Кислоты, присутствующие в картоне и других материалах, используемых для паспарту, имеют свойства «связывания» - это значит, что ваше ценное произведение искусства будет подвержено окислению, в результате чего со временем пожелтеет. Наилучший выбор – паспарту из высококачественного бескислотного картона или хлопка.
Паспарту отделяет работу от стекла. Когда поверхность вашего произведения искусства соприкасается непосредственно со стеклом (предназначенным, между прочим, для его защиты), это произведение подвергается серьезному риску. Если вам когда-либо приходилось отскребать драгоценную фотографию от стекла, вы поймете, о чем речь. Кроме этого, статическое электричество от стекла, если оно находится слишком близко от пастели, может буквально вытянуть из нее пигмент.
Ключевое слово – «ширина»
Ширина паспарту является, возможно, самым важным элементом в оформлении работы, так же как и самым спорным. Выбор оптимальной ширины паспарту зависит от двух вещей: размера работы и размера фокусной точки в пределах изображения.
Широкие паспарту делают любое произведение искусства более впечатляющим. Это связано с тем, что широкое паспарту усиливает работу драматическим образом, придавая ей высоко профессиональный облик – подобно тем картинам, которые можно увидеть в любой художественной галерее. Небольшим произведениям широкое паспарту придает ощущение ценности и значимости. Когда речь идет о больших работах, широкие паспарту позволяют поддерживать баланс между работой и выбранной рамой, а также соблюдать общую пропорциональность. Современные профессиональные багетчики рекомендуют выбирать паспарту шириной в два раза больше ширины рамы.
Если вы используете двойное паспарту, приведенное выше правило «в два раза шире» применимо только к верхнему паспарту. Если два паспарту имеют одинаковую ширину, или, что еще хуже, ширина паспарту совпадает с шириной рамы, возникает ощущение «полосатости», крайне раздражающее глаз. Этого можно избежать, если внутреннее, примыкающее к изображению паспарту, сделать боле узким. Еще один совет – не перегружайте! Сложное изображение плюс слишком много паспарту могут сделать ваше произведение чересчур тяжелым для восприятия.
Профессиональные багетчики понимают, что в некоторых случаях произведению искусства нужна «помощь». Если в раму нужно оформить нестандартно большую или очень длинную работу, или фокусная точка картины расположена близко к ее нижнему краю, паспарту можно «оттянуть вниз», т.е. сделать нижний край паспарту более широким по сравнению с верхним и боковыми краями. Это создаст ощущение поддержки тяжелого произведения и сбалансирует его. Эту же технику можно применить в том случае, когда вы хотите повесить рядом две картины одинакового размера. В этом случае внутренние края паспарту можно сделать немного более узкими, и работы будут выглядеть как единое целое.
Светлый, темный или нейтральный? В зависимости от цвета паспарту, одна и та же работа может выглядеть по-разному. Очевидно, что темное паспарту будет сильнее выделяться на светлой стене, а светлое паспарту – на темной; темное паспарту «сдерживает» работу, а светлое – «раскрывает». Паспарту светлых тонов заставляет картину казаться больше и делает восприятие более открытым, поверхностным. Паспарту темных цветов направляет взгляд вовнутрь, картина кажется меньше, восприятие становится более «тоннельным». Черно-белые изображения поразительно выглядят с внутренним паспарту черного цвета и внешним паспарту белого цвета «off-white».. Вообще, нейтральные цвета, такие как различные оттенки белого или черного, всегда являются отличным выбором. Во-первых, как бы отступая на задний план, они позволяют доминировать краскам вашей работы. А кроме этого, они подойдут к любому интерьеру, независимо от того, склоняется ваш декоративный вкус к французскому колониальному стилю или диско 80-х.
Подбор цвета. Конечно, вы хотите, чтобы ваша картина подходила к интерьеру, но как быть с паспарту – должно ли оно гармонировать с произведением искусства или цветом стен? Важно и то и другое, но если вам предстоит сделать выбор – в первую очередь подбирайте паспарту к работе. Цвет паспарту не должен быт светлее, чем самый светлый, темнее, чем самый темный и ярче, чем самый яркий оттенок вашей картины. В конце концов, вы же не хотите, чтобы паспарту затмило саму работу.
Если вы используете одинарное паспарту, советуем выбрать нейтральный цвет - это может быть любой оттенок от грязно-белого до мышиного серого. Любой нейтральный цвет усилит вашу работу, но, вероятно, найдется один, который подойдет просто идеально, поэтому не бойтесь экспериментировать с образцами.
Если вы решились на двойное паспарту, одним из вариантов может быть использование нейтрального цвета для внешнего паспарту. Для внутреннего паспарту вы можете выбрать оттенок, совпадающий с преобладающим цветом картины. Такой «высококонтрастный» подход придаст дополнительный объем вашей работе. Впрочем, можно попробовать пойти по «монохромному» пути. Несколько паспарту одного цвета позволять смягчить переход от уровня к уровню.